О гитарном ремесле

Я думаю, любой человек или группа людей, начиная какое-либо дело должны обосновать как причину этих действий, так и мотивы, побудившие их к ним. Хотя бы для себя, для своего самооправдания. Кто-то хочет заработать, кто-то принести пользу обществу, а кого-то просто прет от данного рода деятельности.

Не буду считать мои школьные эксперименты с фанерой и намагниченными сердечниками для звукоснимателей из напильников чем-то достойным Вашего внимания, но впервые серьезно к вопросу гитаростроения меня подтолкнуло отсутствие своего инструмента достойного качества. Это было значительно позже, когда я был уже действующим гитаристом в одной из групп моего города. К тому моменту удалось перепробовать довольно много гитар чешского, болгарского, немецкого и азиатского производства. Учитывая их состояние, к каждому инструменту, а попадались мне, за редким исключением, потрепанные гитары, нужно было подходить с напильником, плоскогубцами и паяльником, чтобы как-то играть. Приобретенный опыт позволил мне набраться нахальства влезть в святая святых - самому сделать гитару. В процессе работы я понял, что нужно разбираться со звуком. Это был долгий и трудный путь постижения азов дела. И еще одну вещь я понял, что упорство всегда вознаграждается результатом. Первенец вышел на удивление неплохим. Захотелось еще.

Это очень интересно, постигать науку звука. Очень много нюансов, неожиданных открытий. Оказалось, что в этом деле еще очень много белых пятен, где непочатый край для исследований.

Люди по-разному относятся к гитарному мастерству: кто за глаза ругает, а кто и уважает. В западных странах более однозначное отношение к такому труду: он ценится дороже и владельцы мастеровых инструментов имеют повод гордиться ими. К сожалению не все понимают суть вопроса. Чтобы судить такие вещи, как мастеровой инструмент и уловить разницу между ним и серийным инструментом, нужно иметь, как минимум, солидный опыт и тонкие чувства профессионального музыканта.

Я не приписываю ни себе, ни другим мастерам сверхъестественные способности, просто знаю, что кропотливый добросовестный индивидуальный труд и опыт порождают уникальные инструменты. Зачастую мастера сами дают пищу для возвеличивания своих заслуг, что потом приводит к непониманию и разочарованию, если результат не на 100% удовлетворил заказчика. Хотя, к серийным инструментам таких требований не предъявляют, так как все знают, что два инструмента одной серии не звучат одинаково. Вывод таков, что к гитарному мастеру относятся более предвзято, чем к известному гитарному бренду. Поэтому мастер должен быть более требовательным к своей работе, чем ОТК предприятия, чтобы его инструмент был лучше серийного. Здесь ошибки и замыливание глаз не проходят. Достаточно почитать форумы, посвященные мастеровым инструментам, и все стает понятным. Меня сначала это отношение сильно задевало, потом я понял, что уважение нужно все-таки заслужить. А в нашей стране отношение к гитарным мастерам закладывалось еще в 70е годы.

Московский мастер И.Казаков справедливо писал о том, что отсутствие гитарного производства в СССР породило огромное количество так называемых «мастеров», которые клепали аналогичные магазинным инструменты с чисто потребительским отношением к этому труду. Эти инструменты по качеству далеко не ушли от советского производства, за что и получили уничижительное название «самопалы». Они нанесли серьезный удар по восприятию мастерового труда в нашей стране. Мне эта точка зрения близка, так как весь этот процесс прошел перед моими глазами в течении 38 лет сознательной жизни в музыке в качестве гитариста. Серьезного доверия к мастерам до сих пор немного, хотя и остались работать в этой сфере в большинстве своем самые стойкие и добросовестные люди, создающие по- настоящему профессиональные инструменты. Остальных примазавшихся смыло, когда открылись границы, и в постсоветские пределы хлынул поток зарубежных инструментов самого различного качества и ценовых категорий. Стало невыгодно заниматься этим хлопотным делом. Да и что говорить, то количество гитар, ввозимых в нашу страну, которое имеет место сейчас, дает возможность делать выводы и сравнивать и качество, и звук как промышленных, так и мастеровых инструментов. Это заставляет имастера делать лучше того, что предлагает магазин и, соответственно, расти.

Часто заказчик приходит с идеей и святой верой в то, что ее, идею, можно воплотить, не смотря даже на полное отсутствие знаний основ гитаростроения. Бывает, что эти идеи очень интересны и имеют шанс быть воплощенными в жизнь. А бывает, что и нет. Мастер должен помочь заказчику сформулировать свою идею, найти концепцию инструмента, отказаться от утопий и претворить в жизнь свой замысел. Для этого, по моему искреннему убеждению, мастер должен владеть инструментом, уметь пользоваться им, быть музыкантом. Кто-то будет спорить со мной, но это моя точка зрения и сегодня я в этом искренне убежден.

И еще я убежден в том, что каждый инструмент имеет свою индивидуальность и частичку души мастера или духа коллектива работников предприятия, создающих эти инструменты. Это не мистика, как думают многие, и я солидарен с людьми, которые чувствуют и энергетику и тонкости общения с каждым отдельным инструментом. Я верю, что человек, любящий гитару и музыку со временем начинает ощущать эти тонкости по мере роста своего мастерства. У меня есть друг гитарист-профи, который относится к каждому инструменту, как к живому существу со своим характером, к которому нужен свой, индивидуальный подход. Скептики посмеиваются, а в его руках любой, даже полумертвый инструмент начинает звучать.

Сейчас я могу уверенно сказать, что сегодня гитара - самый популярный инструмент, который наполняет мир своими звуками и согревает наши сердца. Она имеет свое место практически во всех оркестрах. И хочется верить, что это еще будет долго. Ведь мы все любим голос Ее Величества Гитары и желаем ей долгого правления в нашем царстве звуков и склоняем свои головы перед ее величием.

 

В. Лилевский январь 2010 г.